Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2018

Начиная с 1995 г. банки Канады решали проблемы электронной коммерции путем установления институ- та электронного омбудсме- на, в обязанности которого вменялось рассмотрение жалоб по существу. В 2002 г. Комиссия Евро- пейских сообществ в Зеле- ной книге по вопросам аль- тернативного разрешения гражданско-правовых и ком- мерческих споров определи- ла в качестве стимула раз- вития электронного правосу- дия легкость в вовлечении в качестве сторон лиц, нахо- дящихся в разных госу- дарствах, что особенно акту- ально для коммерческих споров. (См.: Green paper on alternative dispute resolution in civil and commercial law. Brussels, 19.04.2002. COM(2002) 196 final // http://alanuzelac.from.hr/izbor- ni/green_paper_eu.pdf (дата обращения: 13.04.2018). Жарова А.К. Право и информационные конфлик- ты в информационно-теле- коммуникационной сфере: монография. М.: Янус-К, 2016. – 248 с. Компания, владеющая сайтом торгового предприятия, под предлогом оплаты платежной картой (реквизиты которой незаконно получены у держа- телей) товаров предъявляет в банк, обслуживающий торговое предприятие, электронный рас- четный (платежный) документ с целью возмещения суммы покупки за заведомо несуще- ствующий товар. Данный алгоритм незаконных действий реализуется до тех пор, пока уровень Сhargeback (отказов от платежей) от эми- тентов похищенных реквизитов карт не станет свидетельством того, что имеет место мошен- ничество, а сам интернет-мага- зин исчезнет 1 . Указанные способы мошен- ничества в сфере электронной коммерции не являются исчер- пывающими, основание для классификации может быть скорректировано по итогам научной дискуссии. В настоящее время существу- ет множество процедур разре- шения споров, касающихся сде- лок, совершенных в виртуаль- ном пространстве. Вопросы хищения денежных средств посредством применения элек- тронной коммерции также лежат и в области гражданско- правовых отношений и сопря- жены, как ранее отмечено, с иными противоправными дей- ствиями. Так, в странах ЕС насчитыва- ется более 750 различных меха- низмов досудебного регулиро- вания подобных инцидентов 2 . Роспотребнадзор 3 как пред- ставитель Российской Федера- ции регулярно участвует в пере- говорном процессе, связанном с присоединением Российской Федерации к Организации эко- номического сотрудничества и развития (ОЭСР) 4 . В настоящее время одними из ведущих направлений дея- тельности Комитета по потре- бительской политике являются электронная коммерция, транс- граничное мошенничество и безопасность продукции. В сфере электронной ком- мерции в рамках деятельности Комитета по потребительской политике, экономического сотрудничества и развития осо- бое внимание уделяется мобильным платежам, цифро- вым товарам и услугам, защите и использованию ПДн, а также отзывам о товаре/услуге, не соответствующим действитель- ности или вводящим в заблуж- дение, так называемым фейко- вым 5 сообщениям, размещен- ным в социальных сетях, инфор- мации о товаре/услуге, его стои- мости, характеристикам, не соответствующим действитель- ности, или возможным скрытым платежам/стоимости, как на сайте компании, предоставляю- щей услугу, так и на специали- зированных сайтах, по сравне- нию цены товара/услуги, харак- теристик товара/услуги. В рамках этих вопросов раз- рабатывается ряд рекоменда- ций ОЭСР: по мобильным пла- тежам, по цифровому контен- ту, персональным данным, 28 • ТЕХНОЛОГИИ Мошенничество в е-commerce Часть 2 прошлом, четвертом, номере журнала Information Security, опубликована первая часть данной статьи. Во второй части мы разберем последний вид мошенничества – совершаемое в отношении банковской или иной кредитной организации. Напомним, что в данной в статье электронная коммерция рас- сматривается автором в качестве наиболее благоприятной сферы деятельности для мошенников. Используется авторская классификация способов совершения мошенничества с исполь- зованием интернет-магазинов. Приведенные примеры судебной и следственной практики служат аргументированным подтвер- ждением классификации по выбранному основанию. В Анна Лебедева, кандидат юридических наук 1 См.: Классификация типов мошенничества в электронной коммерции URL: http://www. http://ono.org.ua/klassifikaciya-tipov-moshennichestva-v-elektronnoj-kommercii.html ( дата обращения: 20.03.2018); http://ono.org.ua/klassifikaciya-tipov-moshennichestva-v-elektronnoj-kommercii.html. 2 См.: Alternative Dispute Resolution and Online Dispute Resolution for EU consumers: Questions and Answers // http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-11-840_en.htm?Locale=en. 3 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 20.09.2017) “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело- века" // Российская газета, № 144, 08.07.2004. 4 URL/ /http://oecdru.org/oecd_rf.html 5 Что же касается так называемой фильтрации фейковых новостей, то появление этой возможности стало прямым следствием большого количества распространяемых преимущественно через социальные сети новостных сообщений, достоверность которых вызывала сомнения, но которые тем не менее быстро становились популярными и вирусными. (См.: А судьи кто? Google решил отслеживать фейковые новости // https://ria.ru/world/20170411/1491950179.html; Гуляев К.С. Право человека на Интернет, права в Интернете и при использовании интернет-вещей: новые тенденции // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2018. – № 1. – С. 29–37.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw