Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2018

w w w . a l l - o v e r - i p . r u n A L L - O V E R - I P 71 Прежде решения для организации внутренней связи выглядели как система с центральным устройством, к которому по лучевой топологии подключаются абоненты. Каждый тип абонента подключен к соответствующим физическим портам. Вся коммуникация реализовывалась в пределах центрального блока. Недостатком такого решения было то, что при выходе из строя интерфейсов или централи отдельный вид сервисов или вся система становятся нера- ботоспособны. Подобным образом строились до последнего времени и системы для промыш- ленности. Благодаря появлению IP как универсальной среды передачи различного типа данных стало реальным унифицировать и линии связи, и тип интерфейса. Кроме того, длина линии становится фактически неограничен- ной при возможности оборудования поддер- живать интернет-протоколы. Благодаря IP стирается грань между телефон- ными системами и диспетчеризацией. IP-систе- ма может предоставить, помимо традиционной связи, еще и следующие возможности. l Ограниченное лишь мощностью сервера количество пультов управления. Это означает, что одним сервером одновременно может обслуживаться большое число пультов управ- ления и переговорных устройств. l IP-системы в ряде случаев свободно конфи- гурируются без дополнительного ПО, через Web-интерфейс. l Вызовы могут отображаться на дисплее опе- ратора для определения абонента, его место- положения и т.д. l Оператор может подключаться через IP-сеть или любую телефонную систему (например, GSM), что позволяет гибко располагать его рабочее место. l Пульт управления может быть выполнен в виде софта на PC, Tablet или мобильном телефоне. l Фактор ограничения количества операторов, одновременных звонков зависит от мощности сервера и сетевого оборудования. l Применяются серверы стандартной архитек- туры. Посути, различия только в ПО. l При использовании графической поверхности возможно отображать очередь вызовов и по клику менять положение абонентов в очереди. l Отображается длительность вызова, имя, другая служебная информация. l Пульты управления разных систем могут объ- единяться для переадресации вызовов. l Классический пример переадресации в слу- чае переполнения очереди вызова: когда достигнуто предельные время ожидания или количество вызывающих, вызов переходит на альтернативный пульт управления. Возможно, что с одной группы устройств вызов идет на пульт управления, а с другой группы – в полицию. Входящий вызов можно объединять с другими системами/источниками информации, напри- мер находящейся рядом видеокамерой, планом местности (Google Maps), другими информа- ционными данными. Оператор получает всю необходимую информацию для помощи або- ненту еще до ответа на его вызов. Преимуще- ства системы заключаются также в следующем: l объединение и синхронизация информации разных IP-источников (видео-, аудиосигналы, данные); l определение местоположения абонента для координации спасательных служб; l протоколирование всех событий и запись переговоров (количество вызовов, время ожидания, время разговора, нагрузка опера- торов, количество необработанных вызовов, график загрузки и т.д.); l протоколы выдаются в автоматическом (e-mail, СМС, принтер и т.д.) или ручном режиме – это дает возможность управления ресурсами ситуационного центра. Интеллектуальное оповещение при эвакуации Вычислительные мощности современных серве- ров и унифицированные интерфейсы позво- ляют перейти к качественно другому управле- нию эвакуацией – интеллектуальному оповеще- нию. Такая система позволит, например, значи- тельно уменьшить количество пострадавших от удушения дымом с помощью эффективного управления аварийными выходами. Особенностью системы интеллектуального опо- вещения может быть акустическое управление аварийными выходами, которое в задымлен- ных помещениях действует намного эффектив- нее, чем обычные визуальные знаки. Пространство делится на много небольших зон оповещения, каждая из которых самостоятель- на. В случае возникновения опасной ситуации на каждую зону с заранее определенным интер- валом транслируется звуковой сигнал таким образом, чтобы волна последовательности сиг- налов вела слышащего их к выходу. Человек реагирует в экстренных ситуациях гораздо адекватнее и быстрее на акустические сигналы. Следовательно, уменьшаются ложные эвакуации и минимизируется время эвакуации при настоящей тревоге. Интеллектуальные сиcтемы довольно дороги, а также требуют высокой квалификации персо- нала, программирующего возможные сценарии. Однако правильно настроенная система позволит сберечь и материальные ценности, и жизни людей. Использование принципов нейронных сетей Следующий шаг в развитии IP-технологий – переход от систем с центральным сервером к распределенным системам, использующим принцип нейронной сети. Особенности этих перспективных систем таковы: 1. Все компоненты системы автономны и обла- дают встроенным интеллектом. Достаточно про- сто соединить между собой. 2. Никаких центральных устройств. Каждый тер- минал одновременно является и частью распре- деленного сервера. 3. Настройка через Web-интерфейс. Сборка системы под силу любым пользователям. 4. Высокая живучесть. При неисправности како- го-либо элемента остальные сохраняют полную работоспособность. Основной единицей таких систем станет интел- лектуальный модуль, представляющий собой микрокомпьютер с собственным адресом. Такой модуль может выступать как универсаль- ное IP-устройство для связи, оповещения, СКУД, управления инженерными сетями и видеонаблюдения. Модуль может быть раз- мещен как в корпусном (в том числе защищен- ном), так и в бескорпусном исполнении. Уве- личив мощность процессора, можно нарастить возможности модуля. Можно также создавать подсистемы на базе каждого из модулей. Модуль в состоянии обеспечить внутреннее логирование процессов, а система модулей – распределить приоритеты. Основаная особенность нейронной сети – соединение каждого с каждым. При увеличении количества устройств растет интеллект системы. Развивая возможности ПО, возможно делеги- рование функций от одного устройства другим. По сути, мы получим "социальную сеть" интел- лектуальных устройств, позволяющую при необходимости решать самые разнообразные и сложные задачи. n www.secuteck.ru февраль – март 2018 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 1. Эволюция систем управления

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw