Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2018

Виталий Горбушин Ведущий консультант по технологиям и облачным решениям Oracle в России У рбанизация продолжается, происходит отток населения из малень- ких городов и поселков в большие. По некоторым оценкам, к 2060 г. 60% населения мира будет жить в городах (сейчас 50%). Растет сред- ний класс, и людей, которые покупают автомобили, становится все боль- ше и больше. Следовательно, увеличивается нагрузка на городскую инфраструктуру и дороги. Высокое количество пробок ведет к негатив- ным последствиям: задержке доставки товаров, опозданию людей на работу и т.д. С другой стороны, несмотря на все усилия производителей, транспорт продолжает загрязнять атмосферу. Потенциальные решения Технологии продолжают активно развиваться, появляются новые бизнес- модели, правила ведения бизнеса на транспорте и способы его исполь- зования. В последнее время наблюдается появление таких новшеств, как каршеринг (использование автомобилей, находящихся в свободном доступе в горо- де), разнообразные типы такси, которые можно вызывать с помощью мобильного телефона, совершенствование городского общественного транспорта. Кроме того, самые актуальные тенденции урбанистики – это развитие пешеходных зон в крупных городах, безмоторного транспорта, велосипедов. Если внимательно рассмотреть проблему транспорта в больших городах, то можно увидеть факторы, которые тормозят внедрение нововведений: законы, политические вопросы, использование земли, сложившаяся структура городов, привычки потребителей и др. В то же время многие технологические аспекты, наоборот, помогают реше- нию транспортных проблем, как и новые способы взаиморасчетов за пере- возки. Например, в области частных автомобилей интересные тренды свя- заны с поездками без водителя, постоянным подключением к Интернету, переходом на полностью безопасные электрические двигатели, шерингом, автономным вождением в целом (автомобили, грузовики, поезда без водителей). Это все приводит к оптимизации затрат на транспорт, умень- шению простоя, четкому выполнению графика, снижению количества ава- рий, пробок и т.д. Постоянное подключение В постоянном подключении автомобиля к Интернету важную роль играют информационные технологии: нужно в реальном времени анализировать трафик, прокладывать маршрут, обеспечить связь между автомобилями, чтобы они не столкнулись, и связь автомобиля с городом, чтобы сплани- ровать правильный маршрут или изменить его в режиме реального вре- мени в зависимости от ситуации. Такие вещи уже широко распространены во всем мире, и надеемся, что они придут и во все российские города, а не только в большие. Электрификация Появляется все больше электрических машин. В Москве с них не берут деньги за парковку и не облагают транспортным налогом. Это примеры того, что регуляторы серьезно озабочены транспортными проблемами и делают все, чтобы каким-то образом их решить. февраль – март 2018 www.secuteck.ru ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: AI, IOT, УМНЫЙ ГОРОД A L L - O V E R - I P n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 72 Город в движении: как цифровые технологии меняют будущее транспорта На дорогах России первый автопилот появился в 1958 г., когда проехала первая электричка без машиниста. А значит, большой задел по автоматизации и созданию умного транспорта у нас есть давно. Давайте разбираться, какие могут быть варианты дальнейшего развития в этом направлении За два года существования нашей рубрики много что изменилось как в технологиях, так и в бизнесе. Новая технологическая револю- ция меняет нашу жизнь, бизнес так же кар- динально, как компьютеризация 90-х и широкое распространение Интернета в нулевых годах. Пока нет общеупотребитель- ного названия этой революции, мне нравит- ся термин "цифровая трансформация". Эта революция стоит на двух столпах – Интер- нете вещей (IoT, Internet of Things) и искус- ственном интеллекте. Рассмотрим, что означает каждое понятие. Wikipedia дает нам определение, что Интернет вещей – это концепция вычислительной сети физических предметов ("вещей"), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Под это определение попадают как классические тех- нологии – системы контроля доступа, промышленной автоматизации и автоматизации зданий, так и совершенно новые, невозможные ранее – носимая электроника, каршеринг, беспилотный транспорт, розничные магазины без продавцов и т.д. То, что было автономными системами в течение десятилетий, сейчас изменяется, интегрируется на основе ИТ-технологий, при этом получая новые функции. Так, например, системы автоматизации зданий могут становиться система- ми контроля здоровья пожилых людей за счет интеграции с системами носимой электроники и контроля микроклимата в помещениях. Но значительно большее влияние на нашу жизнь будут оказывать систе- мы искусственного интеллекта, особенно основанные на системах машинного обучения. В 2014 г. произошел первый качественный скачок, когда нейронная сеть DQN, построенная на новом алгоритме глубокого машинного обучения, самостоятельно научилась играть в 50 компью- терных игр 80-х гг. ("Тетрис", "Арканоид", "Змейка" и т.д.) с результатом в десятки раз более лучшим, чем может играть человек. Программа Alpha Go компании Google, натренированная на лучших стратегиях, придуман- ных человеком, через полгода обыграла чемпиона мира по го, со счетом 4:1. Следующая версия этой программы, Alpha Go Zero, которая совсем не изучала человеческий опыт, а тренировалась, играя только сама с собой, выиграла у предыдущей версии программы со счетом 100:0. Но это лишь начало. Компьютеры стали понимать смысл, получать знания из данных, распознавать предметы на картинках и голос лучше самого человека. Но самое главное, что компьютеры становятся творческими. Программа Prizma может переработать ваши фотографии под рисунки известных художников. Нейронная сеть от Яндекса пишет классическую музыку и джазовые импровизации. Но самый серьезный прорыв насту- пит тогда, когда системы машинного обучения будут интегрированы с бизнес-системами предприятий и позволят убрать человека из про- изводственных бизнес-процессов. При этом Интернет вещей будет выступать "руками" глобального искусственного интеллекта. Наша рубрика начиналась как рассказ о современных тенденциях в системах автоматизации зданий, но чем дальше мы ее развивали, тем больше мы понимали, что нельзя ограничиться только этой темой и что нашим читателям будут интересны описания трендов, наиболее важные новости и различные взгляды на всю совокупность процессов, принесенных новой технологической революцией, и то, как они влияют на традиционные отрасли. Поэтому мы решили изменить название рубрики на "Цифровая трансформация: искусственный интеллект, умный город, IoT" и освещать в ней наиболее важные собы- тия, аналитику и обзоры от ведущих экспертов. Алексей Коржебин Редактор рубрики "Цифровая трансформация: искусственный интеллект, умный город, IoT", технический директор ООО "Эмбеддед Системс Рус" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Новая революция

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw