Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2021

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 130 П ервой особенностью оповещения в круп- ных городах является высокая плотность населения. Многоэтажное строительство и реновация территорий, получившие развитие в последние 20 лет, еще больше ее повысили. Этот факт благоприятно сказался на снижении удельной стоимости оповещения в расчете на одного человека, что очевидно: установленное в малонаселенном пункте оконечное средство оповещения по определению не сможет опове- стить больше людей, чем в данный момент в нем находится. Напротив, при установке око- нечного средства оповещения в населенном пункте с гораздо большей плотностью, пусть даже с меньшим охватом из-за более высокого уровня шума, количество оповещенного насе- ления в абсолютном выражении будет больше. Таким образом, казалось, что может быть проще: расставляй на городской территории как можно больше мощных акустических уста- новок, тем более что в крупных городах в пре- делах жилой застройки практически в любой точке наблюдается присутствие не одного, а нескольких операторов связи, и проблема оповещения населения будет решена. Однако на этом положительные стороны охвата населения оконечными средствами оповещения в крупных городах заканчиваются, поскольку надо не только рационально их разместить, но и эффективно использовать в каждой конкрет- ной обстановке чрезвычайной ситуации при- родного и техногенного характера. Н аиболее очевидные минусы, усложняющие процесс оповеще- ния населения в крупных городах: l отсутствуют общие правила разработки сценариев опове- щения населения; l системы оповещения работают в отрыве от систем управления транспортными потоками, поскольку информация о сред- ствах оповещения и зонах их действия не консолидирована в общих городских базах; l не проработаны поведенческие модели масс населения при получении сигналов системы оповещения Сценарии оповещения В настоящее время применяются три режима подачи сигналов оповещения: 1) циркулярный (одновременно на все средства оповещения) 2 ; 2) избирательный (на отдельные оконечные средства оповещения) 2 ; 3) групповой (на несколько предварительно или оперативно создаваемых перечней оконеч- ных средств оповещения) 2 . При этом вопрос сценарного оповещения про- работан в единичных случаях отдельных локальных систем оповещения потенциально опасных объектов. Циркулярный или групповой режимы подачи сигналов оповещения наибо- лее часто используются при оповещении насе- ления на больших территориях. Более сложные сценарии, если они разработаны, реализуются в ручном режиме путем последовательной передачи групповых сигналов оповещения, что существенно ограничивает как скорость, так и надежность доведения информации до насе- ления. Применение циркулярного режима отчасти решает вопрос скорости доведения информа- ции до населения, но несет в себе существен- ную проблему, связанную с созданием высокой плотности потока на путях эвакуации. При общей эвакуации город "захлебнется" на вылет- ных магистралях в направлении районов эва- куации. Таким образом, решением данного вопроса представляется разработка сценарного оповеще- ния, при котором в первую очередь производит- ся оповещение населения, находящегося на тер- ритории, наиболее удаленной от центра города, с постепенным автоматическим оповещением в групповом режиме районов, расположенных ближе к центру. Недостатки такого сценарного оповещения могут проявляться при локальных чрезвычайных ситуациях, не затрагивающих большие территории. В этом случае применяют- ся сценарии с групповым оповещением. Группы оконечных средств оповещения Для формирования сценариев оповещения используются данные о зонах покрытия суще- ствующими средствами оповещения, а также информация о топологии построения системы оповещения, определяющая степень ее избира- тельности. Условно избирательность можно разделить (в порядке возрастания масштаба): l с точностью до громкоговорителя (электроси- рены); l с точностью до минимальной территории, на которой возможен избирательный запуск. Чем большая детализация доступна при фор- мировании групп, тем более гибким может быть сценарное оповещение. При этом остается нерешенным вопрос расчета зон покрытия системой оповещения. Проблемами в опреде- лении зон покрытия выступают два фактора: 1) отсутствие акустических расчетов ввиду сложности их проведения в условиях плотной городской застройки и неравномерной шумо- вой обстановки; февраль – март 2021 www.secuteck.ru Алла Леонова Младший научный сотрудник ВНИИ ГО ЧС МЧС России Андрей Зуев Генеральный директор компании "Инфострата" Об организации оповещения в крупных городах С миграцией населения все большее число городов России получает статус горо- дов-миллионников. По состоянию на начало 2021 г. их число составляет 16. С большим отрывом лидирует столица – 12,6791 млн человек, следом идет Санкт-Петербург 1 с 5,3981 млн жителей, и далее 14 городов с численностью от 1,625 млн в Новосибир- ске 1 до 0, 9326 млн в Краснодаре 1 , который последним получил статус города-мил- лионника. Ежегодно официальная статистика показывает прирост численности городского населения, однако она не учитывает сезонную миграцию, а также погрешность, вносимую рабочими-мигрантами. Тем не менее рост численности насе- ления в крупных городах оказывает существенное влияние на способы организации оповещения населения 1 100 крупнейших городов России по населению в 2020 г., список РФ. https://www.sites.google.com/site/ruregdatav1/ 2 Положение о системах оповещения населения, утвержденное совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31 июля 2020 г. № 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения". http://docs.cntd.ru/document/565649076, https://www.sites.google.com/site/ruregdatav1/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw