Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 107 зорных каникул") инспектором пожарного над- зора проблему не решить. Проверка пожарной автоматики инспектором обычно сводится к тесту нескольких пожарных извещателей и оценке срабатывания системы оповещения и дымоудаления. Инспектор не в состоянии про- верить все оборудование пожарной автомати- ки на объекте. Не говоря уже о возможных коррупционных проявлениях в этом процессе. Поэтому идея непрерывного технического мониторинга состояния пожарной автоматики на объектах, особенно социальных или с мас- совым пребыванием людей, находит все боль- ше сторонников. Тем более что современные пожарные системы очень информативны и способны формировать и передавать не только сообщения о неисправности, но и информа- цию о проведении процедур ТО – отключении (для чистки) дымового извещателя или тесто- вых проверках приборов. Дефицит финансирования Основной же бедой остается недостаточное финансирование и, как следствие, неудовле- творительный уровень квалификации задей- ствованных сотрудников всех уровней. С одной стороны, возникают спорные вопросы при определении обоснованного и согласованного сметного подхода между заказчиком и обслу- живающей организацией, с другой – недоста- ток денежных средств обеспечения утвержден- ной сметы. Применяемые сегодня сметные нор- мативы не актуализировались последние несколько десятков лет и потому не отражают всей широты существующей номенклатуры обо- рудования. Поэтому эти нормы используются "применительно", то есть поиском и обоснова- нием оборудования-аналога, при этом со сто- роны обслуживающей организации возникают попытки завысить расценки, а со стороны заказ- чика – их урезать. В результате во многих слу- чаях все сводится к так называемой договорной цене. При недостатке денежных средств заказ- чик с помощью тендерных процедур пытается найти организацию, которая возьмется за про- ведение ТО "за имеющиеся деньги". При этом решается задача заключения обязательного договора по ТО, но становятся очевидными риски неполностью или некачественно выпол- ненных работ. При проведении закупок по №44-ФЗ аукцион на понижение цены не имеет ограничения по минимальной цене, и тем более никогда цена не ограничивается снизу обосно- ванным сметным расчетом. Отсюда возникают антирекорды, когда на обслуживание одного дымового извещателя по окончании торгов выделяется сумма 1 (!) рубль в месяц. Один из докладчиков конференции привел простые рас- четы для определения на примере обслужива- ния пожарных дымовых извещателей суммы, действительно необходимой для проведения качественных регламентных работ. За отправ- ную точку расчета были приняты средние тру- дозатраты обслуживания одного дымового пожарного извещателя – 10 мин (явно зани- женный временной показатель). Средняя региональная зарплата техника по обслужива- нию ОПС – 35 тыс. рублей (3,5 руб/мин). Отсюда необходимая договорная сумма, с уче- том налогообложения, на ТО одного дымового извещателя составляет около 70 рублей. При анализе текущих закупок для бюджетных соци- альных объектов выяснилось, что средняя стар- товая аукционная стоимость ежемесячного ТО в расчете на один извещатель составила 32 рубля, а итоговая – 18 рублей. То есть при необходимости проведения ежемесячного ТО будет наблюдаться троекратный дефицит финансирования, что однозначно приведет к некачественно выполненным работам или просто одному лишь заполнению журнала ТО. В целом многие проблемы могли бы быть реше- ны с появлением единого качественного доку- мента в виде свода правил по облуживанию, разработанного структурами МЧС России с при- влечением представителей профессионального сообщества и определяющего порядок, перио- дичность и содержание технического обслужи- вания пожарной автоматики, а также возможной установкой уровней минимальных цен на эти виды работ. Пока же единственным документом, нормативно закрепляющим необходимость про- ведения ТО, являются уже упоминавшиеся Пра- вила противопожарного режима, в которых эта тема не раскрыта достаточно детально. Главным же залогом снижения затрат на экс- плуатацию почти все участники конференции называли применение современных техниче- ских средств. Возможные большие затраты на оборудование на этапе его закупки компенси- руются снижением стоимости владения систе- мой. Один из наиболее ярких примеров – адресно-аналоговые системы пожарной сиг- нализации. За счет непрерывного измерения уровня запыленности дымовых камер изве- щателей и передачи полученных значений на приборы и ПО диспетчеризации появляется возможность прогнозировать даты проведе- ния ТО и проводить его только при необходи- мости. То есть регулярное ТО уже перестает требоваться, что во много раз снижает затра- ты и позволяет за 2–3 года окупить разницу в стоимости с обыкновенными неадресными извещателями. Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель службы поддержки клиентов ЗАО НВП "Болид" www.secuteck.ru апрель – май 2019 П ри недостатке денежных средств заказчик с помощью тендерных процедур пытается найти организацию, которая возьмется за прове- дение ТО "за имеющиеся деньги". При этом решается задача заключения обязательного договора по ТО, но становятся очевидны- ми риски не полностью или некачественно выполненных работ И дея непрерывного техническо- го мониторинга состояния пожар- ной автоматики на объектах, осо- бенно социальных или с массо- вым пребыванием людей, находит все больше сторонников. Тем более что современные пожарные системы очень информативны П рименяемые сегодня сметные нормативы не актуализировались последние несколько десятков лет и потому не отражают всей широ- ты существующей номенклатуры оборудования. Поэтому эти нормы используются "применительно" www.piklvs.ru www.labmonline.co.uk

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw