Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 108 П ожарная автоматика поездов заводами – изготовителями вагонов устанавливается давно; в соответствии с требованиями очень древнего, но действующего нормативного доку- мента НПБ 109–96 "Вагоны метрополитена. Требования пожарной безопасности" [1] вагоны должны оснащаться пожарной сигнализацией. Вместе с тем убедительная статистика пожаров на электропоездах Московского и других мет- рополитенов показала необходимость активной защиты вагонов от "технологических" пожаров, возникающих в электротехнических отсеках. Для защиты подвагонных электротехнических отсеков и аппаратных отсеков головных вагонов для Московского метрополитена была разрабо- тана автоматическая система обнаружения и тушения пожара (АСОТП) "Игла" [2]. Автоматическая система обнаружения и тушения пожара Начиная с 1996 г. АСОТП в Москве оснащено более 4500 вагонов. За период эксплуатации АСОТП по настоящее время, по данным Московского метрополитена, было потушено 22 пожара в отсеках. При этом в салоны пожары не распространялись. Анализ возникновения пожаров в электротехни- ческих отсеках и их ликвидации АСОТП показал, что тушение пожара происходило в автоматиче- ском режиме при движении электропоезда по маршруту. Как правило, потушенный "технологи- ческий" пожар в отсеке не приводил к остановке поезда на перегоне в тоннеле. Машинист в соот- ветствии с инструкцией приводил электропоезд на станцию для дальнейшего принятия мер. На основе опыта Московского метрополитена АСОТП были частично оснащены вагоны в Санкт-Петербургском, Нижегородском, Екате- ринбургском, Новосибирском, Бакинском, Минском, Ташкентском, Софийском и Варшав- ском метрополитенах. Следует отметить, что оснащение производилось вне требований НПБ 109–96 и национальных нормативных документов, а было инициировано руковод- ством метрополитенов на фоне имеющейся текущей статистики пожаров. Положительный опыт применения АСОТП "Игла" на метрополитенах создал предпосылки для внесения изменений и дополнений в дей- ствующие нормативные документы в части формулирования новых противопожарных тре- бований к вагонам метрополитенов. Защита пассажиров от терактов За весь период существования метрополитенов в мире произошло 46 терактов. Из них в девяти случаях теракты происходили в вагонах. При этом шесть терактов произошло в новейшей истории – в ХХI веке. На долю России пришлось четыре случая. Все это показывает высокий уро- вень уязвимости объектов метрополитенов и, в частности, вагонов перед актами незаконного вмешательства. Следует подчеркнуть, что по следам терактов в России были приняты оперативные меры на законодательном уровне. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) "О транспортной безопасности" [3] и Указ Пре- зидента Российской Федерации от 31.03.2010 г. "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" [4] стали основой для разработки целой системы органи- зационно-технических мероприятий для защиты объектов транспорта, и в том числе метрополи- тенов. Метрополитены России за короткий срок были оснащены системой металлодетекторов на всех пассажирских входах станций. Сформированы солидные службы безопасности для контроля пассажирских потоков. Казалось бы, вопрос закрыт. В то же время анализ использованных террористами средств нападения показывает, что диапазон применяемых веществ достаточно широк (газ, взрывчатка, бензин), а металлоде- текторы способны выявить только оружие и пояс смертника, начиненный металлическими элементами поражения. При этом ни одна служба безопасности в метрополитенах не оснащена детекторами легковоспламеняющих- ся и горючих жидкостей. Пожары в электро- поездах, инициированные горючими жидкостя- ми (г. Баку, Азербайджан, 1995 г. – 286 погиб- ших и г. Тегу, Южная Корея, 2003 г. – 198 погибших) наглядно показали опасность скоро- течного возникновения и развития горения в салонах вагонов, а также необходимость при- менения пожарной автоматики тушения. Проблема защиты средств перевозки пассажи- ров от терактов осталась нерешенной. В настоя- щее время в НПБ 109–96 отсутствует требова- ние об оснащении салонов вагонов системой (подсистемой) автоматического пожаротуше- ния. Документ явно устарел и реалиям сего- дняшнего дня не соответствует. Как следствие, в настоящее время ни в одном метрополитене России мы не обнаружим под- апрель – май 2019 www.secuteck.ru Пожарная автоматика электропоездов и тоннелей метрополитенов Для обеспечения пожарной безопасности пассажирских перевозок на метрополи- тене существует целый комплекс организационно-технических мероприятий. В дан- ной статье попытаемся связать пожарную автоматику средств перевозки пассажи- ров (поездов) и стационарных объектов метрополитена www.livejournal.com Владимир Прохоров Вице-президент и академик Всемирной академии наук комплексной безопасности, к.т.н., доцент Евгений Вагнер Независимый эксперт

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw