Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

A L L - O V E R - I P 46 М ы отвлекаемся за рулем, лихачим, засыпа- ем, нервничаем, злимся, пугаемся, едим, курим, пользуемся телефоном, соревнуемся с другими участниками движения, да и просто принимаем неверные решения. Все это приво- дит к множеству ДТП. А искусственный интел- лект напрочь лишен всех перечисленных недо- статков. Кроме того, компьютеры быстрее обра- батывают большие массивы данных за единицу времени, не устают, не засыпают и могут "обла- дать бо́ льшим числом органов чувств". Человек видит лишь в видимом спектре – ИИ может видеть в тех диапазонах, в которых видят под- ключенные к нему видеокамеры, тепловизоры, радары, лидары и лазерные дальномеры. Чело- век ориентируется в пространстве по картам, знакам, навигаторам, по памяти. ИИ, кроме всего вышеперечисленного, способен напрямую получать данные со спутников, держать в памя- ти тысячи карт и миллионы направлений. Чело- век иногда тоже может управлять машиной "на автомате", если в сотый раз едет по знакомому маршруту, но этот автопилот "работает", только если на пути не окажется сюрпризов. Для ИИ же на дорогах будущего таких сюрпризов быть не должно. Не должно быть именно в будущем. В той перспективе, когда все на дороге станет Connected 1 и предсказуемым. Увы, сейчас нередки случаи непредсказуемых факторов: когда стоящий на обочине пешеход вдруг шага- ет на дорогу, кто-то решает проскочить перекре- сток на краснеющий желтый, от порыва ветра вдруг падает на дорогу рекламная конструкция или дерево, когда вдруг выпадает на дорогу груз из идущего впереди грузовика. Водителя-чело- века в условиях этой непредсказуемости выру- чает иногда такая вещь, как человеческая интуи- ция. Интуиция, которой пока что лишен ИИ, спо- собный предсказать и предупредить лишь логи- чески предсказуемые события. Человек и искусственный интеллект: кто кого Можно с большой степенью уверенности пред- положить, что ИИ при всех своих возможностях и преимуществах, уже доказанных миллионами километров пробега по дорогам общего поль- зования в западных странах, по-настоящему станет эффективней человека при следующих условиях: l всеобщая компьютеризация управления транспортных средств (ТС) – ИИ должны быть в каждом ТС, чтобы избежать непредсказуе- мого поведения на дорогах водителей-людей; l физическая защищенность дорог от пешехо- дов – необходимо оградить дорогу непреодо- лимым для человека забором, чтобы неожи- данный пешеход не вышел вдруг на дорогу; l всеобщее подключение автомобилей – тогда ИИ смогут строить маршруты и управлять ТС не только основываясь на исходных данных о начальной и конечной точке и пробках на дорогах, но и на запланированных маршрутах всех остальных попутных и встречных ТС; l подключение всех элементов дорожной инфраструктуры, от светофоров и дорожных знаков до дорожной техники и временных заграждений, чтобы ИИ знал обо всем, что ожидает его на маршруте; l предиктивное информирование о дорожных работах, перекрытиях и иных событиях; l просчет возможных факторов опасности, исходя из изменения погодных условий. Даже маршрут авиаперелетов в районе движе- ния ТС может играть роль при выборе стратегии передвижения ИИ. Готовность к внедрению искусственного интеллекта Предпосылки ко всему этому мы видим уже сейчас: l бортовые компьютеры установлены почти во всех новых ТС, технологии ADAS реализуются даже в доступных автомобильных видеореги- страторах, встроенные в премиальные автомо- били ADAS и автопилоты уже показывают непло- хие результаты и на парковках, и на автострадах; l машинное зрение становится все совершен- нее, видеокамеры, тепловизоры, радары, лидары и даже лазеры – все доступнее; l технологии связи – Wi-Fi, 3/4G – уже сейчас позволяют ТС подключаться в единую систему и обмениваться информацией; l технология 5G уже внедряется и позволит миллионам машин обмениваться информа- цией даже в гигантских мегаполисах; l объем данных, собранных автопилотами, составляет тысячи терабайт и вполне приго- ден для анализа и постоянного совершенство- вания ИИ на дорогах; l появляется все больше электромобилей и тех- нологий их быстрой и даже автономной зарядки, например через специальное дорожное полотно; l самое главное – на видеохостингах накопле- но огромное количество роликов об авариях, как раз о тех непредсказуемых ситуациях, которые приводят к ДТП и которые стоит загрузить в ИИ для анализа и готовности к таким случаям на дорогах; l технологии LPWAN активно развиваются и в ближайшем будущем миллионы дорож- ных знаков смогут стать не просто визуальны- ми маркерами дорог, но и транслировать дан- ные для ИИ ТС по беспроводным каналам; l дороги и технологии, их прокладки и ремонт становятся все совершеннее. Такие непростые этические вопросы Начинает казаться, что перспективы автопило- тов с ИИ самые радужные, но давайте погово- рим о нерешенных вопросах: l чем, например, заняться 10 млн профессио- нальных водителей в России, места которых "за рулем" займут автопилоты? l кто должен будет отвечать за аварии и ущерб, нанесенный автопилотами с ИИ (ведь при всей совершенности технологий не стоит сомневаться, ДТП с их участием будут про- исходить)? Производитель ТС? Разработчик ИИ? Сервисная компания, обслуживающая ТС? Дорожные службы? Живые участники движения? l кто возьмет на себя смелость научить ИИ решать непростые этические вопросы: кого сбивать, если на пути случайно оказались ста- рик и ребенок, женщина и мужчина, бере- менная женщина или мужчина-инвалид, при условии, что нет технической возможности вовремя остановиться или объехать и того, и другого? l важнее ли жизнь пассажира/пассажиров данного ТС, чем жизни пассажиров встречно- го автомобиля, по какой-либо причине ока- завшегося на пути? l или, например, стоит ли сохранить жизнь выбежавшей на дорогу собаке путем возмож- ного повреждения ТС и травм пассажиров? Боюсь, на эти вопросы еще никто не готов дать ответы. Поэтому на данный момент, даже при имеющихся предпосылках и радужных возмож- ностях, полноценный переход на автопилоты с ИИ еще невозможен, и внедрять ИИ необходи- мо постепенно, учитывая новый опыт, который будет появляться в мире, где автомобили будут управляться искусственным интеллектом. Какую этику мы подарим таким ИИ? Человеческую? Или у них станет появляться своя собственная – искус- ственная этика искусственных интеллектов? n апрель – май 2019 www.secuteck.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Артем Нелепин Директор по развитию продаж ГК "Амиком" Искусственный интеллект на дорогах. Предпосылки и перспективы развития Увы, на дорогах России и всего мира все еще слишком много аварий, много смертей. Конечно, этому масса причин: и состояние дорог и дорожной инфраструктуры, и погодные условия, и неисправности транспортных средств, но, пожалуй, главная причина – человеческий фактор 1 Подключенное к Интернету. В данной статье имеется в виду всеобщее подключение ТС, элементов дорожной инфраструктуры через подключение к Интернету или прямое взаимодействие по различным радиоканалам.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw