Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

A L L - O V E R - I P 51 получить гораздо более высокий уровень доступа к данным. Здесь же может проводиться и базовая аналитика. Плюс к этому дэшборд объединяет информацию, которая агрегиру- ется из различных систем (ERP, MES, локальные документы и др.). Проектные решения в области промышленной автоматизации Рассмотрим, как цифровая трансформация производства может выглядеть на практике. В нашей лаборатории мы отрабатывали концепт совместной работы коллаборативного робота и человека (рис. 7), где робот выполнял опреде- ленные задачи класса Pick-and-Place: человек прикатывал на тележках заготовки, приходящие с производства, а робот переставлял их во внут- рицеховую тару и расставлял на конвейер. При изменении положений робот адаптивно по камере и метке определял, что изменилось, и продолжал работу. Другой автономный робот ездил по цеху и транспортировал пустую либо загруженную тару. Он работал по определенной программе, без треков и линий, только через установленный впереди 3D-сканер. Этот пример очень близок той визионерской модели, которая была описана выше. Такое оборудование может безопасно функциониро- вать в непосредственном контакте с человеком- оператором: коллаборативный робот обладает органами очувствления, которые позволяют ему остановиться при возникновении человека в зоне работы. Этот эксперимент показывает, как два робота могут образовывать гибкую про- изводственную концепцию и вполне подлежат внедрению в реальную производственную среду. Это частично прототипное оборудование, но оно уже доступно в "железе", а не только в виде слайдов и презентаций. Еще один концептуальный кейс внедрения был реализован в многономенклатурном мелкосе- рийном ручном производстве гидравлических клапанов, где нет роботов, но есть люди, вовле- ченные в работу производственных линий с помощью новых подходов диджитализации (рис. 8). До момента модернизации на шести сборочных линиях собирались по 3–10 вари- антов клапанов. На переналадку оборудования уходило до получаса, и приходилось поддер- живать склад для хранения деталей, рассчитан- ных на двухдневное производство. В рамках диджитализации этой линии стояла задача не роботизации или автоматизации с точки зрения внедрения мехатронных узлов, а повышения эффективности по линии, уве- личения количества вариаций клапанов (касто- мизации), а также сокращения времени пере- наладки, количества сборочных линий и скла- да. И все это с интеграцией в MES- и ERP-систе- мы и реализацией дэшбординга данных. Что из этого получилось? Был использован дэш- бординг, где все данные с производственной линии отображаются в реальном времени. Опе- ратор, работающий на линии, получал интерак- тивные инструкции, в том числе и видео- инструкции, которые значительно облегчают восприятие и сокращают время подготовки. Была реализована система Pick-to-Light: если загорался зеленый свет, значит человек взял правильную деталь. Был также внедрен конт- роль за оператором на линии (3D-камера сле- дила за руками оператора и в случае выполне- ния неверных действий появлялась подсказка, что нарушена последовательность сборки) и проведена интеграция планшетных устройств. С помощью носимого RFID-идентификатора оператор входил в систему, после чего ему ста- новились доступны персональные данные о том, кто конкретно работает на линии, какова норма смены, какой объем инструкций можно выдавать этому сотруднику (для опытного опе- ратора требуется меньше подсказок и этапов контроля, чем для новичка). Вызовы для компании и сотрудников Реализация подобных визионерских идей и кон- кретных производственных проектов предпола- гает изменение мышления и компетенций на уровне как производственного менеджмента, так и операторов исполнительных цехов: 1. Смещение компетенций. Новые вспомога- тельные системы требуют от операторов мень- шей подготовки, в то время как производствен- ные эксперты, которые занимаются их внедре- нием и обслуживанием, должны не только вла- деть знаниями о самом производственном про- цессе и бережливом производстве, но и пони- мать, каким образом могут эффективно исполь- зоваться ИТ-системы. 2. Клиентский фокус. Постулат One Piece Mass Production и высокая кастомизация предпола- гают фокус на клиенте и обеспечение гибкости для решения задач заказчиков. 3. Новая культура менеджмента. Это то, что поз- волит эффективно взаимодействовать с линиями в условиях уже не просто автоматизированного, а диджитализированного производства. n www.secuteck.ru апрель – май 2019 Рис. 7. Совместная работа коллаборативного робота и человека Рис. 8. Диджитализация работы оператора на производственной линии Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw