Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 36 О дна из ключевых проблем, с которой в последнее время сталкиваются субъекты транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) не только в области дорожного хозяйства, но и в области различных видов транспорта, – организация и обеспечение на объектах транс- портной инфраструктуры выполнения требова- ний постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении тре- бований к функциональным свойствам тех- нических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертифи- кации технических средств обеспечения транс- портной безопасности" в части, касающейся обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасно- сти, установленных непосредственно на объ- ектах (по схеме сертификации № 4). В чем сложности сертификации по схеме №4 Большинство объектов транспортной инфра- структуры (ОТИ) дорожного хозяйства оснаще- ны техническими средствами обеспечения транспортной безопасности до 2016 г. (в ходе реализации первого этапа Комплексной про- граммы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной в 2010 г.), а также до вступления в практическую реализацию двух постановлений Правительства РФ 2016 г. – № 924 "Об утверждении требований по обес- печению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов…" и вышеупомянутого постановления № 969. В соответствии с постановлением Правитель- ства РФ№ 924, а также в соответствии с требо- ваниями Правил проведения досмотра, утвер- жденных приказомМинистерства транспорта РФ 2015 г. № 227, предъявляются новые требова- ния к обеспечению транспортной безопасности, к структуре, составу и свойствам технических средств. Соответственно, возникает потреб- ность в дооснащении объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами в зависимости от их категории. Анализ предъ- являемых требований показывает, что ОТИ пер- вой, второй и третьей категории необходимо дооснастить техническими средствами следую- щие системы: l контроля доступа; l видеонаблюдения; l сбора и обработки информации; l приема и передачи информации; l аудио- и видеозаписи; l досмотра. Дооснащению не подлежит только система опо- вещения. Согласно постановлению № 969 технические средства на оснащенных ОТИ должны соответ- ствовать функциональным свойствам, изложен- ным в требованиях. В случае проведения сертификации ТС ОТБ по схеме № 4 очевидно, что часть технических средств и систем, установленных на ОТИ до 2016 г., не пройдет сертификацию, так как не будет обладать функциональными свойствами, требуемыми постановлением № 969, не пока- жет их при проведении сертификационных испытаний по утвержденным методикам непо- средственно на объектах. На результаты изме- рений будут влиять не только климатические условия регионов (температура, ветер, влаж- ность, атмосферное давление), но и места раз- мещения на конструкциях сооружения, коле- бания сооружения от проходящего транспорта и т.д. А это значит, что выделенные на данные цели для СТИ бюджетные средства могут быть потрачены неэффективно. Стоит отметить, что органом сертификации в договоре указывается 100%-ная оплата стоимости до начала серти- фикационных испытаний, а к ним относятся следующие виды работ: l прием, регистрация и рассмотрение заявки; l анализ технической документации; l подготовка решения по заявке на сертифика- цию продукции; l отбор и идентификация образцов; l проведение сертификационных испытаний технических средств обеспечения транспорт- ной безопасности, установленных на объекте транспортной инфраструктуры; l анализ протоколов испытаний; l подготовка экспертного заключения; l регистрация в реестре сертификатов соответ- ствия; l оформление и выдача сертификата соответ- ствия. Стоимость проведения измерительных испыта- ний на самом объекте составляет около 90% стоимости договора. В случае получения отрицательных результатов сертификации исполнитель передает соответ- ствующее решение заказчику и возвращает ему стоимость работ, связанных только с оформле- нием, регистрацией и выдачей сертификата соответствия, в размере и порядке, определяе- мым дополнительным соглашением, которое будет являться неотъемлемой частью договора. 3 месяца на устранение несоответствий недостаточно В случае получения отрицательного экспертного заключения при проведении сертификацион- ных испытаний технических средств ОТБ ОТИ, требованиями постановления № 969 (п. 34) предполагается предоставление дополнитель- ного времени (до трех месяцев) на устранение выявленных несоответствий, то есть либо заме- на технических средств ОТБ другими, с требуе- мыми свойствами, либо изменение схемы их размещения, и т.д. В случае неустранения ука- занных несоответствий и получения повторного отрицательного экспертного заключения сле- дующая заявка выполняется на платной основе. Чтобы устранить указанные несоответствия, необходимо заменить оборудование. Но суще- ствующая система внесения изменений в про- ектную документацию с последующим проведе- нием монтажных работ по замене оборудова- ния и с выделением субъекту транспортной инфраструктуры бюджетного финансирования на эти цели достаточно длительная, что может не позволить уложиться в трехмесячный срок, указанный в постановлении. Для субъектов транспортной инфраструкту- ры проведение процедуры сертификации апрель – май 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Олег Калугин Начальник отдела транспортной безопасности ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва – Волгоград Федерального дорожного агентства" Сложности сертификации Реализация в субъектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства Требова- ний обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной без- опасности по схеме№4 выявила проблемные вопросы, которые требуют принятия взве- шенного решения – изменить или отменить процедуру сертификации по данной схеме

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw