Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 32 Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, действительный член АПК и ВАНКБ, профессор Академии военных наук Сергей Гордеев Директор ООО "Научно- исследовательский центр МВС" Алексей Авдонов Генеральный директор "Интерправо Инвест" С целью повышения уровня безопасности на автомобильных дорогах руководство ГИБДД России поставило перед ведущими про- изводителями информационных систем и обо- рудования такую задачу: создать мобильный комплекс, способный оказать техническую под- держку патрулям ДПС. Применение автомати- ческих средств контроля безопасности дорож- ного движения становится все более актуаль- ным в силу следующих причин: l исключается фактор субъективности оценки ситуации работником ДПС; l контроль может быть все более охватываю- щим, при этом не требует увеличения числен- ности личного состава ГИБДД; l интеллектуализация автоматизированных средств обеспечивает новые виды контроля; l повышение актуальности и достоверности используемых для контроля баз данных обес- печивает оперативность, полноту и достовер- ность результатов контроля. Современные инструменты для контроля безопасности дорожного движения Современные средства контроля безопасности дорожного движения включают автоматизирован- ные и интеллектуальные комплексы и системы: l стационарные комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД), фиксирующие в режиме реального времени значительное количество видов нару- шений с высокой степенью достоверности; l передвижные комплексы фотовидеофикса- ции нарушений ПДД, способные оперативно изменять дислокацию в зависимости от изме- нения дорожной ситуации; l мобильные комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые позволяют фикси- ровать ряд нарушений (например, правил остановки и стоянки транспортных средств (ТС) в движении; l систему сбора информации о передвижении транспортных средств со всех видов комплек- сов, а также анализа и поиска данных о пере- движении ТС; l комплексы и системы распознавания и поиска в базе разыскиваемых лиц. Такие инструменты предназначены для обес- печения контроля за дорожным движением с возможностью фиксации административных правонарушений. Она может осуществляться двух автоматических режимах: l материалы о нарушениях передаются по защи- щенным каналам связи в центр, где выпол- няется обработка и вынесение постановлений; l фиксация нарушения используется как сред- ство обеспечения инспектора ДПС материала- ми о нарушении ПДД, что может быть необходимо для немедленного пресечения грубого правонарушения. Аналогично, в отношении выявления ТС или лиц, находящихся в розыске: l в автоматическом режиме вся информация отправляется в центр, где осуществляется поиск по базам розыска с последующим под- ключением розыскных служб; l в автоматизированном оперативном режиме, когда ситуация требует немедленного реаги- рования патруля ДПС на обнаружение разыс- киваемого лица или ТС. Значимые функции и подсистемы комплексов Современные комплексы контроля безопасно- сти дорожного движения обладают еще одной новой особенностью – способностью радарным методом измерять скорость движения ТС, нахо- дясь в движении. Они выполняют в автомати- ческом режиме функции: l измерения скорости движения ТС; l определения текущего времени, синхронизи- рованного по сигналам космических навига- ционных систем ГЛОНАСС/GPS с националь- ной шкалой времени UTC(SU); l определения места расположения патрульно- го транспорта. Определение текущих значений времени и координат основано на получении значений времени национальной шкалы координирован- ного времени UTC(SU) и значений координат от приемника глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. В комплексе можно выделить функциональные подсистемы: l подсистема обзорного видеонаблюдения; l подсистема измерения скорости и фиксации нарушений скоростного режима; l подсистема распознавания государственных регистрационных знаков (ГРЗ) и розыска ТС; l подсистема выделения и распознавания лиц, розыска лиц; l подсистема фиксации нарушений правил сто- янки. Подсистема обзорного видеонаблюдения Она включает программу видеонаблюдения, которая помогает подключить видеокамеры обзорного видеонаблюдения, обеспечиваю- щие обзор окружающего пространства на все 360 град. Подсистема может работать в онлайн-режиме трансляции видео в центр либо записывать видео на носители комплек- са с последующей передачей в центр опера- тором. Подсистема измерения скорости и фиксации нарушений скоростного режима Включает в себя программу контроля скоростно- го режима, которая может обеспечить функции: апрель – май 2022 www.secuteck.ru Рис. 1. Общий вид световой балки Рис. 2. Расположение оборудования в световой балке Интеллектуальные автоматизированные системы для безопасности дорожного движения В послании Федеральному собранию 2021 г. президент РФ Владимир Путин сказал, что сбережение народа России является высшим национальным интересом. Извест- но, что инциденты на автомобильных дорогах в нашей стране ежегодно уносят мно- жество жизней, поэтому обеспечение безопасности дорожного движения имеет огромное значение для повышения уровня безопасности жизни населения в целом

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw