Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2018

З а последние годы в субъектах РФ создано множество слабо интегрированных инфор- мационных систем в сферах обеспечения защи- ты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), обществен- ной безопасности, правопорядка и безопасно- сти среды обитания: l автоматизированная информационно-управ- ляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрез- вычайных ситуаций (АИУС РСЧС); l cитуационный центр (СЦ) субъекта РФ и СЦ его муниципальных образований; l автоматизированные системы единых дежур- но-диспетчерских служб (ЕДДС) и ведомствен- ных дежурно-диспетчерских служб (ДДС); l cистема обеспечения вызова экстренных опе- ративных служб по единому номеру 112 (система-112); l комплексная система экстренного оповеще- ния населения (КСЭОН); l система защиты, информирования и опове- щения населения на транспорте (СЗИОНТ); l общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН); l структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами зда- ний и сооружений (СМИС); l системы фотовидеофиксации нарушения правил дорожного движения; l навигационно-информационные системы мониторинга и управления транспортом (НИС); l системы охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и оповещения в местах массового скопления людей, на критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектах; l система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспорт- ной инфраструктуры (CC ТМК); l системы экологического мониторинга; l информационная система в области энерго- сбережения и повышения энергетической эффективности. Типичная проблема систем такого класса – необходимость работы пользователя в несколь- ких приложениях одновременно и ручного пере- носа данных из одной системы в другую, их раз- розненность, задержки в актуализации инфор- мации. Используемые приложения распределе- ны по разным серверам и обмениваются сообщениями по принципу "каждый с каждым". Разнообразие применяемых программно-техни- ческих средств и наличие большого числа под- рядчиков, осуществляющих их поддержку, в отсутствие единых технологических стандартов и регламентов приводит к тому, что любая дора- ботка связана с продолжительными сроками и высокими затратами на ее реализацию. Разнородность и независимость этих систем затрудняют их взаимодействие, увеличивают финансовые затраты на информационно-техниче- ское сопряжение и эксплуатацию. Снижаются опе- ративность их совместного согласованного исполь- зования в процессах антикризисного управления и возможности дальнейшего развития. Основа эффективности – комплексный подход Цифровая трансформация систем обеспечения безопасности жизнедеятельности должна пред- усматривать сквозную "бесшовную" комплекс- ную информатизацию процессов антикризисно- го управления на основе сопряжения взаимо- действующих специализированных систем, автоматизирующих отдельные частные функ- ции такого управления – от сбора данных до принятия управленческих решений и доведения задач до исполнителей, а также автоматическо- го обмена необходимой информацией между ними, консолидации соответствующих инфор- мационных ресурсов и предоставления пользо- вателям необходимых инфокоммуникационных сервисов путем обработки этих консолидиро- ванных сведений. Такой подход позволяет существенно повысить оперативность и эффективность антикризисно- го управления за счет обеспечения согласован- ного и слаженного функционирования сопря- женных систем. Внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее КСОБЖН) является одной из важнейших приоритетных задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 г. № 12 "Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычай- ных ситуаций на период до 2030 года." Еще в апреле 2010 г. МЧС, МВД и ФСБ России была разработана концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедея- тельности населения, которую должны реали- зовать органы исполнительной власти субъек- тов Федерации. Для координации задач по информатизации антикризисного управления на муниципальном уровне была также разработана концепция построения и развития аппаратно-программно- го комплекса "Безопасный город" (далее – АПК-БГ), утвержденная распоряжением Прави- тельства РФ. Базовым уровнем построения и развития АПК- БГ является муниципальное образование, кото- рое выполняет функции сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения обще- ственной безопасности и безопасности среды обитания. Анализ практического опыта создания АПК-БГ в муниципальных образованиях показывает, что построение таких комплексов без учета их роли и места в КСОБЖН субъектов РФ снижает эффективность их внедрения. Таким образом, АПК "Безопасный город" рас- сматривается как один из инструментов для эффективной реализации КСОБЖН на местном уровне. Информационный обмен должен быть автоматизирован В концепции региональной информатизации, утвержденной Правительством РФ, в сфере S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 24 СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТы С МАССОВыМ ПРЕБыВАНИЕМ ЛЮДЕЙ июнь – июль 2018 www.secuteck.ru Сергей Качанов Заместитель начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), заведующий кафедрой МФТИ, д.т.н., профессор Алексей Попов Ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н. Цифровая платформа как основа повышения уровня безопасности Одним из основных направлений повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного само- управления в сферах обеспечения безопасности населения является комплексная информатизация процессов управления мероприятиями по предупреждению и лик- видации негативных последствий кризисных ситуаций и происшествий (антикризис- ного управления). В этой статье мы опишем методику создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации с учетом новых нормативных и методических документов по развитию информацион- ных технологий и опыта создания подобных систем

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw