Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2018

безопасности жизнедеятельности рекоменду- ется реализовать автоматизированный инфор- мационный обмен между органами государст- венной власти субъектов РФ, территориальны- ми федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уров- нем угроз общественной безопасности, коорди- нации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Создаваемая для этого региональная информа- ционно-коммуникационная инфраструктура должна совместно использоваться и органами государственной власти, и органами местного самоуправления. С учетом накопленного опыта создания в субъ- ектах РФ КСОБЖН и АПК "Безопасный город" МЧС России в приказе от 02.03.2017 г. поста- вило задачу актуализировать концепцию КСОБЖН, а также обеспечить дальнейшее раз- витие этой комплексной системы с учетом соз- дания первой очереди модернизированной автоматизированной информационно-управ- ляющей системы РСЧС на период до 2030 г. (АИУС РСЧС-2030) и интеграции в КСОБЖН АПК "Безопасный город". Обеспечение национальных интересов В соответствии со Стратегией развития инфор- мационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. основными целями создания и развития КСОБЖН является обеспечение сле- дующих национальных интересов: l развитие человеческого потенциала в сферах безопасности жизнедеятельности; l обеспечение безопасности граждан и госу- дарства; l развитие взаимодействия по вопросам обес- печения безопасности жизнедеятельности граждан и организаций, органов государст- венной власти, органов местного самоуправ- ления; l повышение эффективности государственного и муниципального антикризисного управления. КСОБЖН предназначена для повышения опера- тивности, полноты и достоверности информа- ции, предоставляемой пользователям в целях принятия решений по вопросам безопасности жизнедеятельности по принципу одного окна на основе консолидации соответствующих инфор- мационных ресурсов и аналитической обработ- ки консолидированных данных. Функциональные сегменты и базовые принципы системы Основными функциональными сегментами КСОБЖН должны являться: l сегмент защиты от ЧС природного и техноген- ного характера; l правоохранительный сегмент; l сегмент безопасности среды обитания. Базовые принципы создания КСОБЖН следую- щие: l учет полного спектра возможных угроз в сфе- рах обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания; l максимальное использование существующей в субъектах РФ и муниципальных образова- ниях информационно-коммуникационной инфраструктуры; l обеспечение межведомственного и межуров- невого взаимодействия и интеграции соответ- ствующих систем в едином информационном пространстве. Принципы создания единого информационного пространства могут быть различными. Каждый из них имеет свои минусы и плюсы. Укрупнение систем, увеличение количества и типов источ- ников информации, вовлечение все большего числа потребителей привели к эволюции спо- собов организации взаимодействия – от созда- ния шлюзов по типу "каждый с каждым" через корпоративную шину данных по типу "каждый с одним" к стандартам взаимодействия на осно- ве открытых протоколов по технологиям Web- сервисов. Действительно, КСОБЖН со своими технология- ми, архитектурами и политиками безопасности слишком велика по масштабу для первого спо- соба и слишком разнообразна по применяемым технологиям и типам информации для второго. Таким образом, необходимо стандартизировать межуровневое и межведомственное взаимо- действие и обеспечить контроль над соблюде- нием производителями этих стандартов. Это отражено, в частности, в разработанных МЧС России проектах концепции и положении о КСОБЖН, где предложены требования к еди- ному стеку открытых протоколов, которые однозначно определяют, как именно должны быть сформированы форматы, правила и рег- ламенты взаимодействия между всеми участни- ками информационного обмена в рамках КСОБЖН. Структура системы КСОБЖН должна представлять собой интегри- рованную автоматизированную информацион- но-управляющую систему, создаваемую субъ- ектом Федерации и включающую в себя сово- купность взаимодействующих автоматизиро- ванных систем территориальных органов феде- ральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организа- ций, решающих на территории субъекта Феде- рации задачи мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений по обеспечению защиты от ЧС, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также региональную информационно-комму- никационную инфраструктуру, объединяющую эти системы. При этом центральным звеном информа- ционно-коммуникационной инфраструктуры КСОБЖН (рис. 3) будет являться специализиро- ванный программно-технический комплекс "Региональный интеграционный центр обработ- ки данных" (РИЦОД), обеспечивающий автома- тизированное взаимодействие и консолидацию информационных ресурсов региональных авто- матизированных систем, АПК "Безопасный город", а также тех муниципальных и объекто- вых систем, которые на местном уровне не интегрированы в АПК "Безопасный город". Региональная цифровая платформа (РЦП) КСОБЖН, функционирующая с использованием информационно-вычислительных ресурсов РИЦОД, должна включать в себя следующие функциональные подсистемы: l комплексного мониторинга для сбора и пер- вичной обработки данных мониторинга от различных объектов; l приема и обработки сообщений от населения; www.secuteck.ru июнь – июль 2018 w w w . a l l - o v e r - i p . r u n S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 25 СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТы С МАССОВыМ ПРЕБыВАНИЕМ ЛЮДЕЙ Рис. 1. Комплексный подход к обеспечению безопасности населения и территорий Рис. 2. Единое информационное пространство КСОБЖН на основе единого стека открытых протоколов

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw