Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2018

l поддержки принятия решений для обеспече- ния процессов прогнозирования и оценки обстановки, поддержки принятия решений и планирования их реализации; l обеспечения координации и взаимодействия для формирования единого информационно- го пространства для всех пользователей КСОБЖН, разработки согласованных планов действий дежурных смен, обеспечения конт- роля выполнения принятых решений и пла- нов; l комплексного информирования и оповеще- ния для доведения до населения информации о возникновении или угрозах кризисных ситуаций и происшествий, а также способах защиты от возможных опасностей. Работу функциональных подсистем должны обеспечивать соответствующие технологиче- ские подсистемы цифровой платформы КСОБЖН, формируемые на основе базовых инфраструктурных платформ и "сквозных" тех- нологий. Технологические подсистемы сопря- гаются друг с другом, с прикладными подсисте- мами КСОБЖН и с внешними взаимодействую- щими системами через соответствующую интег- рационную подсистему. Унификация для оптимизации С целью уменьшения времени создания и финансовых затрат на разработку РИЦОД целе- сообразно разработать унифицированное типо- вое программно-техническое решение для цифровой платформы с использованием рос- сийского программного обеспечения и ПО на открытых кодах и протоколах. Это позволит обеспечить разработку унифицированного пользовательского интерфейса (УПИ), который будет настраиваться под требования конкретно- го пользователя и позволит ему одновременно работать со всей необходимой информацией, поступающей от взаимодействующих автомати- зированных систем. Базовые требования к сопряжению информа- ционных систем определены в таких норматив- ных документах: l постановление Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 697 "О единой системе меж- ведомственного электронного взаимодей- ствия" (далее – СМЭВ); l постановление Правительства РФ от 08.06.2011 г. № 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-техноло- гическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"; l приказ Минкомсвязи России от 23.06.2015 г. № 210 "Об утверждении технических требо- ваний к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия". При разработке соглашений в области инфор- мационного взаимодействия в рамках КСОБЖН необходимо использовать регламенты инфор- мационного взаимодействия имеющихся ведом- ственных информационных систем с учетом существующих регламентов межведомственного взаимодействия НЦУКС и системы-112. Однако СМЭВ не сможет обеспечить процессы управления мероприятиями по предупрежде- нию и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций и происшествий (антикри- зисного управления), так как к информацион- но-коммуникационной инфраструктуре КСОБЖН в целом предъявляются более жесткие требования по оперативности, устойчивости и информационной безопасности. АПК "Безопасный город" муниципальных обра- зований и КСОБЖН субъекта РФ в целом долж- ны строиться как совокупность взаимодей- ствующих комплексов средств автоматизации (КСА) федеральных, региональных, муници- пальных и объектовых автоматизированных систем, которые сопрягаются друг с другом с использованием региональной и муниципаль- ных интеграционных платформ, являющихся компонентами соответствующих цифровых платформ и функционирующих на базе специ- ально создаваемых центров обработки данных: регионального интеграционного центра обра- ботки данных (РИЦОД) КСОБЖН и единых центров оперативного реагирования (ЕЦОР) АПК-БГ муниципальных образований. Роль областных центров Здесь следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2005 г. № 773 и постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 г. № 725 только губернатор наде- лен всеми необходимыми полномочиями по организации взаимодействия и координации органов исполнительной власти субъекта Феде- рации и соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. С учетом сказанного целесообразно, чтобы оператором (собственником) РИЦОД выступал соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. Таким образом, наиболее целесообразным является выбор сервисной (облачной) архитек- туры КСОБЖН, при реализации которой основ- ные информационно-вычислительные ресурсы будут размещаться на площадках РИЦОД, а также ЕЦОР АПК-БГ наиболее крупных город- ских округов и муниципальных районов. При этом степень централизации предоставления услуг обеспечения комплексной безопасности в каждом субъекте РФ будет определяться его индивидуальными особенностями (площадью территории, плотностью населения, уровнем раз- вития телекоммуникационных сетей и т.п.). Необходимо отметить, что использование про- граммно-технических возможностей НЦУКС МЧС России позволит снизить расходы субъек- тов РФ на создание и развитие в рамках КСОБЖН сегмента защиты от ЧС. Классификаторы, цифровые карты и планы Важнейшими компонентами, обеспечивающи- ми межведомственное и межуровневое инфор- мационное сопряжение взаимодействующих автоматизированных систем, являются исполь- зуемые классификаторы и словари информа- ции, а также цифровые карты и планы. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 г. № 677 "Об общероссийских клас- сификаторах технико-экономической и соци- альной информации в социально-экономиче- ской области" утвержден порядок разработки, принятия, ввода в действие, ведения и приме- нения общероссийских классификаторов, а также определены перечень из 34 общероссий- ских классификаторов и ответственные за их ведение федеральные органы исполнительной власти. Для информационно-лингвистического обес- печения АПК-БГ и КСОБЖН должна быть созда- на единая система классификации и кодирова- ния информации (далее – ЕСКК), представляю- щая собой совокупность необходимых обще- российских, ведомственных, региональных, муниципальных и объектовых классификаторов и словарей, а также правил приведения их в соответствие друг другу. На наш взгляд, созда- ние ЕСКК АПК-БГ и КСОБЖН должно прово- диться на основе Единой системы классифика- ции и кодирования информации АИУС РСЧС как наиболее полно удовлетворяющей потреб- ностям АПК-БГ и КСОБЖН. S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 26 СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТы С МАССОВыМ ПРЕБыВАНИЕМ ЛЮДЕЙ июнь – июль 2018 www.secuteck.ru Рис. 3. Структура КСОБЖН

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw