Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2018

w w w . a l l - o v e r - i p . r u n S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 29 взаимодействия с зарубежными партнерами должны быть в центре внимания оперативного штаба и компетентных органов. Прогнозирование угроз безопасности объектов, подлежащих антитеррористической защите, и обеспечение контроля за обстановкой на их тер- ритории следует проводить в тесном взаимодей- ствии с руководством и персоналом данных объ- ектов. Предварительно должен быть проведен комплекс проверочных мероприятий, направлен- ных на определение уязвимости систем их без- опасности к возможным террористическим атакам. Внутренние угрозы Помимо внешних угроз безопасности меро- приятий, существуют и внутренние, менее оче- видные. Концентрация людей на ограниченном пространстве всегда таит в себе потенциальную опасность: возрастает вероятность конфликтных ситуаций, любое, даже небольшое, чрезвычай- ное происшествие может привести к панике и жертвам. Аудитория, в которой возобладал инстинкт выживания, превращается в толпу и выходит из-под контроля, причиняя еще больший вред, чем сам источник паники. Вышеперечисленные факторы могут намеренно использоваться деструктивными элементами при планировании проведения акций террора. Чемпионат мира по хоккею в Минске в 2014 г. В качестве положительного примера обеспече- ния безопасности спортивно-массовых меро- приятий на пространстве СНГ можно назвать проведение чемпионата мира по хоккею в Мин- ске в 2014 г. Комитетом государственной безопасности Рес- публики Беларусь был спланирован и выпол- нялся ряд организационных, специальных, информационных и технических мероприятий. Создание оперативного штаба Общая координация деятельности осуществлялась созданным приказом председателя КГБ республи- ки оперативным штабом по обеспечению безопас- ности проведения чемпионата мира. В рамках реализации плана мероприятий на системной основе было организовано изучение и прогнози- рование изменений оперативной обстановки в период подготовки к предстоящему спортивно- му форуму, налажено тесное взаимодействие с государственными органами и иными организа- циями Республики Беларусь, органами безопасно- сти и специальными службами иностранных госу- дарств, международными организациями. Контроль въезда и выезда из страны С учетом принятого решения о безвизовом въезде в страну участников и гостей спортивно- го форума особое внимание было уделено вопросу оперативного контроля обстановки на канале въезда/выезда. С целью недопущения проникновения в страну деструктивных сил правоохранительными органами был уточнен список лиц, въезд которых в республику запре- щен или нежелателен. Данный документ фор- мировался на основе материалов силовых структур Республики Беларусь и органов без- опасности государств – участников СНГ. Антитеррористическая защита Прогнозирование угроз безопасности объектов, подлежащих антитеррористической защите, и обеспечение контроля за обстановкой на их тер- ритории осуществлялись в тесном взаимодей- ствии с руководством и персоналом данных субъектов хозяйствования. Проводился ком- плекс проверочных мероприятий, направленных на определение уязвимости их систем безопас- ности к возможным террористическим атакам. Выявление и пресечение террористической дея- тельности проходило с помощью решения ряда задач в соответствии с компетенцией КГБ Рес- публики Беларусь во взаимодействии с иными государственными органами страны, а также представителями партнерских специальных служб иностранных государств. С учетом особенностей оперативной обстанов- ки в республике в период подготовки к прове- дению чемпионата мира по линии антитерро- ристической защиты органами госбезопасности было акцентировано внимание на своевремен- ном получении и проверке информации о под- готовке и совершении актов терроризма, осу- ществлении иной экстремистской деятельности, причастных к ней лицах, а также недопущении их въезда на территорию республики. В целях выявления террористических угроз без- опасности спортивных объектов чемпионата, а также участников и гостей, в том числе охра- няемых лиц, в указанных местах органами госу- дарственной безопасности организовывалось несение службы оперативными нарядами. Ана- логичная работа проводилась в пунктах пропус- ка через государственную границу по маршру- там следования участников чемпионата и зри- телей и в местах их компактного проживания. Межведомственные учения и тренировки Готовность подразделений КГБ республики и иных государственных органов к пресечению актов терроризма в период проведения спор- тивных соревнований проверялась посредством целенаправленного проведения совместных командно-штабных учений (тренировок) и так- тико-специальных занятий. В период подготов- ки к проведению чемпионата мира было орга- низовано участие в нескольких межведомствен- ных учениях, тренировках и занятиях, на кото- рых отрабатывались вопросы государственного реагирования на акты терроризма, совершае- мые на спортивных объектах и в местах массо- вого пребывания граждан (спортивные ком- плексы "Минск-Арена", "Чижовка Арена", стан- ции метрополитена, инфраструктурные объ- екты зон гостеприимства и др.). Информирование населения К участию в реализации мер по предупрежде- нию терроризма активно привлекалось населе- ние путем его информирования о признаках возможной террористической активности. Через средства массовой информации до све- дения граждан также доводились рекоменда- ции по порядку действий в кризисных ситуа- циях. Информация распространялась в местах массового скопления граждан, по телевизион- ным каналам и сети Интернет. При этом для недопущения возникновения ложных паниче- ских настроений в обществе одновременно публиковались материалы об эффективной реализации государственными органами мер по обеспечению безопасности участников и гос- тей чемпионата, а также о защите объектов проведения спортивных мероприятий от актов терроризма и иных противоправных действий. Таким образом, для минимизации негативного влияния выявленных и потенциальных угроз безопасности проведения чемпионата мира по хоккею 2014 г. была реализована система соот- ветствующих организационных, специальных, информационных и технических мер, пред- усматривающая проведение комплекса согла- сованных мероприятий как на стадии подготов- ки, так и непосредственно при проведении спортивного мероприятия. Надежная матрица безопасности Опыт организации и проведения массовых спор- тивных событий показывает необходимость серьезного внимания к разработке и планирова- нию мер безопасности. Это сложный и длитель- ный процесс. При составлении планов необхо- димо придерживаться определенной методики, которая должна быть успешно опробована в ходе подготовки и проведения предыдущих мероприятий, а планы должны быть разработа- ны на основании тщательного анализа возмож- ных рисков. Только создание надежной матрицы безопасности и применения в ней не только апробированных временем решений по защите людей и объектов, но и целого ряда управлен- ческих, информационных, организационных и правовых технологий, обладающих новизной и нетривиальностью, может гарантировать каче- ственное решение задач по обеспечению без- опасности международных спортивных и сопут- ствующих им массовых мероприятий. n www.secuteck.ru июнь – июль 2018 СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТЫ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru О существление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению устремлений зарубежных террористических, сепаратистских и экстре- мистских организаций, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ и организация взаимодействия с зарубежными партнерами должны быть в центре вни- мания оперативного штаба и компетентных органов Д ля минимизации негативного влияния выявленных и потенци- альных угроз безопасности про- ведения чемпионата мира по хоккею 2014 г. была реализова- на система соответствующих организационных специальных, информационных и технических мер, предусматривающая прове- дение комплекса согласованных мероприятий как на стадии под- готовки, так и непосредственно при проведении спортивного мероприятия

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw