Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2018

w w w . a l l - o v e r - i p . r u n S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 31 СКУД Что касается систем контроля и управления доступом, то основная проблема здесь – частое наличие ситуаций с неперсонифицированными карточками сотрудников аэропорта. Условно говоря, по одной карточке сотрудник может провести сразу несколько человек. При этом на выход карточка вообще может и не потребо- ваться (выход по кнопке). Таким образом, прак- тически невозможно оценить реальную картину проходов в закрытые помещения аэропорта. Охрана периметра Нельзя не упомянуть про системы охраны пери- метра. Нередко случается так, что неверный выбор решения или неверная его настройка не позво- ляют выстроить защиту. Например, неквалифици- рованный монтаж и настройка решения на основе виброкабеля часто приводит к тому, что оно будет реагировать на все взлеты и посадки самолетов, а не только на инциденты безопасности. Еще один инцидент безопасности в аэропортах – подкопы. Избежать их можно, дополнительно углубив ограждения или внедрив в грунт соот- ветствующие сенсоры, которые оперативно реа- гируют на попытки подкопа. Периодически встречается и такая ошибка, как неквалифицированное проектирование радио- локационных станций, которые следят за пери- метром аэропорта. Нередко их размещают на высоте метров трех или перед каким-то служеб- ным объектом аэропорта. В итоге из зоны обзора радара выпадает целый сектор. Железнодорожные вокзалы Если говорить про системы видеонаблюдения и интеллектуальной видеоаналитики, то основ- ные проблемы на железнодорожных вокзалах схожи с теми, которые наблюдаются в аэропор- тах. Чтобы не нарушить эстетическую состав- ляющую объекта, подрядчикам зачастую при- ходится менять месторасположение камер и подбирать специальные кожухи и крепежи. Кроме того, в отличие от аэропортов, у вокза- лов иная логика движения пассажиропотоков. В аэропортах основные рубежи контроля нахо- дятся внутри здания, где можно управлять осве- щенностью. В железнодорожных вокзалах пере- ходы к путям всегда минимально освещены, а камеры видеонаблюдения зачастую сбивают вандалы. Поэтому первоочередные задачи: закрыть камеры специальными антивандальны- ми кожухами, а также максимально решить проблему плохой освещенности. Речные и морские порты Порт – наиболее сложный объект с точки зрения обеспечения комплексной безопасности в силу большей протяженности и неупорядоченного дви- жения людей относительно рубежей контроля, так как как пассажиры могут выходить с парома пеш- ком/на машине/автобусе через несколько выходов. Видеоидентификация Если мы говорим о внедрении системы видео- идентификации, то для ее эффективной работы необходимо охватить все входы и выходы. Это самая острая проблема для портов. Казалось бы, решение весьма логично – изменение пра- вил прохода и проезда на объект. То есть те пас- сажиры, которые выезжают на транспорте, должны на КПП выйти из машины, чтобы каме- ра их зафиксировала. Однако воплотить такой сценарий в жизнь не всегда просто с организа- ционной точки зрения. Освещение Еще одна распространенная проблема для пор- тов – освещение. Через здание самого порта, которое, как правило, хорошо освещено, может проходить лишь незначительное количество пас- сажиров. Основной пассажиропоток проходит через разные входы/выходы, и зачастую это обычная тропинка, которая фактически не осве- щается. Системы уличного освещения картину улучшат, но не так, как хотелось бы. К тому же яркое уличное освещение может мешать сосед- ним объектам. Да и внесение изменений в проект уличного освещения – тоже вполне себе задача. Единственный эффективный выход из этой ситуа- ции – оборудовать в таких местах специализиро- ванный КПП и внести соответствующие положе- ния об использовании данного КПП во все пра- вила и регламенты функционирования порта. Стадионы С развитием технологий инфраструктура ста- дионов становится все сложнее. Сейчас это уже огромный разветвленный комплекс с большим количеством сложных подсистем для обеспече- ния безопасности зрителей и эффективной экс- плуатации. Распределение потоков людей Одним из важных аспектов безопасности стадио- на является грамотное распределение потоков людей. Во многом это зависит от работы стюар- дов и служб безопасности. Статистика показыва- ет, что в целом спортивный объект заполняется полностью примерно за три часа. Однако для предотвращения давки и обеспечения макси- мального комфорта зрителей, согласно требова- ниям ФИФА, стадион должен быть заполнен за час на 100%, по регламенту УЕФА – на 70%. Таким образом, важно правильно рассчитать пропускную способность как объекта в целом, так и каждой отдельной входной группы с необхо- димыми техническими средствами охраны. Техническое оснащение КПП Для контроля проноса на стадион запрещенных предметов (например, популярная у фанатов пиротехника) КПП оснащаются специализиро- ванным досмотровым оборудованием – интро- скопами, арочными и ручными металлоискате- лями, детекторами взрывчатых и ионизирую- щих веществ. Вся спортивная атрибутика также проверяется. Кроме того, ее необходимо реги- стрировать заранее и прийти на матч с уже полученным разрешением. Чтобы среди потока зрителей вовремя распо- знать человека, находящегося в базах данных розыска МВД или самого клуба, на КПП необхо- дима реализация системы идентификации лиц с помощью видеоаналитики. Ее обязательное использование закреплено в приказе МВД Рос- сии № 1092 от 2015 г. Помимо этого, видео- идентификация необходима для фойе, подтри- бунных помещений и чаши стадиона. Для точ- ного распознавания лиц в толпе и определения лиц из черных списков необходимы камеры высокого разрешения – более 250 пкс/м. Взаимодействие специальных служб Еще одной сложностью при реализации систем физической безопасности на стадионе является работа различных специальных служб. Для них необходимо внедрение определенных систем, отвечающих требованиям того или иного ведом- ства. Это могут быть физически выделенные систе- мы связи в нуждах МВД, ФСБ, ФСО или, напри- мер, система управления в кризисных ситуациях (СУКС). Последняя реализуется в виде огнеупор- ных телефонов, расположенных на путях эвакуа- ции. При чрезвычайных ситуациях она обеспечи- вает устойчивую телефонную связь между опера- тивно-спасательными подразделениями. Система мониторинга Эксплуатация стадиона, как и обеспечение мак- симальной безопасности зрителей, невозможны без единого мониторинга. Так, система монито- ринга инженерных систем (СМИС) передает опе- ратору сведения о текущем состоянии объекта и при возникновении чрезвычайной ситуации отправляет информацию на пульт МЧС. Для отслеживания состояния конструктива стадиона необходима реализация системы мониторинга инженерных конструкций (СМИК). Стадион – это "живая" конструкция, которая "дышит", на ее состояние влияют температура, погодные усло- вия и т.д. Есть промежуток, в пределах которого смещение показателей допустимо. Как только показатели датчиков выходят за эти рамки, система оповещает об этом оператора. Пожарная безопасность Нельзя не сказать о системах пожарной безопас- ности. Решения по ней должны выбираться на этапе проектирования с учетом технологических особенностей помещений. Это могут быть точеч- ные датчики, реагирующие на различные факто- ры – тепло, дым. Одна из особенностей стадиона – большое количество сквозных, открытых про- странств (например, парковая зона или приле- гающая территория), где нельзя использовать стандартные методы обнаружения возгорания. Для них возможно применение ситуационной видеоаналитики с распознаванием огня или дыма. Конечно, каждый объект сам по себе инди- видуален, как в архитектурной части, так и в тех- нологической. Например, в одном из наших про- ектов на стадионе был установлен панорамный мультимедийный экран, к реализации которого предъявлялись особые требования в области пожарной безопасности. В качестве оптимального решения была выбрана аспирационная система раннего обнаружения возгорания уровня ЦОД. Единственно верный путь решения проблем В заключение хочется сказать, что, несмотря на довольно обширный список проблем, которые могут возникнуть как при внедрении систем безопасности, так и во время эксплуатации объ- екта, собственники вольны выбирать из доста- точно большого перечня решений и возможно- стей. По каждой из обозначенных проблем раз- работано множество российских и зарубежных продуктов. Поэтому основная задача – выбрать профессионального подрядчика, который "закроет" все этапы обеспечения комплексной безопасности объектов, от аудита до запуска в эксплуатацию и дальнейшей поддержки. n www.secuteck.ru июнь – июль 2018 СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТЫ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw