Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 110 Н ефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), как и любые другие промышленные предприя- тия, – это объекты с протяженным периметром (10 и более км). Например, НПЗ, на котором был реализован описанный кейс, имеет пери- метр порядка 13 км, в том числе сырьевую базу длиной около 5 км. Это огромный объект с многоуровневой системой безопасности, реа- лизованной по требованиям постановления Правительства РФ№ 458: l несколько рубежей ограждения; l набор средств защиты периметра; l полоса отчуждения; l более 10 КПП, которые должны работать как единый механизм. КПП на НПЗ Согласно законодательству, на автомобильном КПП нефтеперерабатывающего завода должны быть реализованы: l зона досмотра (шлюз); l идентификация транспортных средств; l идентификация людей в транспорте; l множество инженерных средств (шлагбаумы, светофоры, блокираторы и т.д.). Управление шлагбаумами, блокираторами и шлюзами должно осуществляться в едином алгоритме. В большинстве случаев речь идет о совмещен- ных КПП – автомобильных и пешеходных, где идентификация частных лиц должна произво- диться в том числе с помощью дополнительного биометрического признака. Такую сложную систему можно реализовать по-разному, и во всех вариантах исполнения будут свои инже- нерно-технические нюансы. Пешеходный КПП. Двухфакторная идентификация Постановление Правительства РФ№ 458 утвер- ждает, что на пешеходном КПП нефтеперераба- тывающего завода необходимо обеспечить двухфакторную идентификацию, в том числе с использованием биометрического признака. Тестирование разных технологий позволяет сде- лать определенные выводы. Дактилоскопия Самым простым и очевидным биометрическим решением на КПП является дактилоскопическое распознавание. В пределах до 27 тыс. рублей можно подобрать контроллеры и считыватели для отпечатков пальцев. Однако у такой систе- мы есть несколько проблем: l не распознает грязные пальцы; l у 5% людей отпечатков нет. По этим причинам процент распознавания довольно низкий и система неприменима как на объектах ТЭК, так и на промышленных пред- приятиях в целом. Но стоит отметить, что в аэропортах дактилоскопия себя зарекомендо- вала неплохо. Распознавание по венам ладони Хотя считыватели вен ладони присутствуют на рынке достаточно давно, сама технология стала хорошо работать только пару лет назад. Вены ладони – это отличный уникальный идентифи- катор, который всегда хорошо считывается. Но и здесь для применения на промышленных предприятиях есть явный минус: эта технология не работает при отрицательных температурах. На пешеходных КПП промышленных предприя- тий идентификация часто проводится на улице. Когда проезжает машина с водителем и пасса- жирами, они тоже должны быть идентифици- рованы, и чаще всего это делается на уличном терминале, где считыватели вен ладони, к сожалению, не работают в зимний период вре- мени. Распознавание лиц В зависимости от варианта исполнения распо- знавание лиц может использоваться как на улице, так и внутри помещения. Если соблюдать все требования к установке, то можно достичь достаточно высокого процента распознавания – порядка 90–95%. Различные вендоры предлагают множество тер- миналов с встроенной системой распознавания лиц. Они могут устанавливаться вместо считы- вателя, при необходимом уровне освещения использоваться в режиме идентификации на КПП (в том числе на улице) и подходят для внедрения на объектах ТЭК. Распознавание по лицу может быть организо- вано и на базе серверной платформы: на объ- екте ставится сервер, к которому подключаются камеры. В рамках серверной платформы очень важную роль играет установка периферийного оборудования – камер. При этом на рынке представлено не очень много серверных реше- ний, которые качественно работают, не сильно зависят от условий освещенности и т.д. Во всех этих решениях, и терминальных, и сер- верных, есть один нюанс. Так как вводится дополнительный признак идентификации, то встает вопрос: как привязать первый признак (обычно карту) ко второму (биометрия) и объ- единить их в едином бюро пропусков? Классический подход, который используется практически на всех объектах, заключается в следующем: внедряется биометрическая систе- ма с отдельной базой данных и отдельным июнь – июль 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЗАЩИТА ПЕРИМЕТРА Андрей Скворцов Директор по развитию ПСЦ "Электроника" Рис. 1. КПП на НПЗ Как эффективно реализовать СКУД на КПП объектов ТЭК При организации автомобильных и пешеходных контрольно-пропускных пунктов (КПП) на промышленных предприятиях компания-интегратор может столкнуться с опреде- ленными трудностями, обусловленными спецификой таких объектов. В этой статье рассмотрены возможные "грабли", которых стоит избегать, и готовые решения, кото- рые позволяют грамотно построить СКУД на КПП промышленных объектов

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw