Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 111 АРМом бюро пропусков и оператор параллель- но работает с двумя АРМами – для карт и био- метрии. Но получать аналитику в таких усло- виях очень проблематично. Оптимальным выходом видится интеграция этих решений. Как минимум их можно объеди- нить, чтобы в одной из систем контроля и управления доступом вытащить комплексное событие по привязке одного идентификатора к другому. Идеальный вариант – предусмотреть систему сбора и обработки информации (ССОИ). В тре- бованиях к ССОИ необходимо указать, что она должна интегрировать на уровне бюро пропус- ков различные решения, в том числе биомет- рию и другие СКУД. Этот вопрос легко решает- ся, если на объекте используются биометрия и карты одного производителя. Но на практике мы видим, что часто СКУД внедрена довольно давно и нет возможности выбрать биометриче- ское решение того же производителя. В резуль- тате это практически всегда две разные систе- мы, требующие интеграции. Автомобильный КПП. Идентификация транспортных средств Чтобы автомобильный КПП нефтеперерабаты- вающего завода работал эффективно, его обо- рудование (ворота, блокираторы, шлагбаумы, светофоры, информационные табло, обзорные камеры, камеры распознавания номеров ТС, АРМ и внешний терминал контроллера КПП, датчики проезда) должно функционировать в едином алгоритме. При этом служба безопас- ности должна иметь возможность абсолютно четко ответить на вопросы: l какая машина с каким водителем проехала на территорию; l какие пассажиры проехали в машине; l действительно ли машина проехала на терри- торию; l какой охранник выполнил досмотр и санк- ционировал доступ. Все эти моменты нужно предусмотреть в алго- ритмах, которые в дальнейшем будут форми- ровать требования к применяемым техниче- ским решениям. С точки зрения самого алгорит- ма все функции можно взаимоувязать на базе контроллера. Но здесь встает вопрос о том, что идентификатор автомобиля должен быть абсо- лютно точно привязан к транспортному сред- ству и к его водителю. Эту задачу тоже можно решить разными способами. Карты доступа Самый простой вариант – выдать на водителя или на машину карту доступа, которая является идентификатором этого транспортного сред- ства. Водитель, подъезжая к КПП, подносит карточку к считывателю, как это обычно про- исходит на парковках и т.д. Минус в том, что эти карты можно передать третьим лицам, подде- лать, и в целом они не очень удобны. RFID-метки Очень распространенное решение для распо- знавания – RFID-метка, которая ставится на транспортное средство. Но это не совсем надежный идентификатор, так как его тоже при большом желании можно переставить. Практи- ка также показывает, что при регулярном про- езде автомобилей на территорию предприятия требуется частая замена питающих элементов RFID-метки. С точки зрения надежности контро- ля и управления доступом этот вариант не совсем подходит для промышленного объекта. Распознавание автомобильных номеров Пропуск автомобиля при помощи признака распознавания автомобильного номера дей- ствительно позволяет осуществить правильную фиксацию события проезда. Автомобильный номер всегда является уникальным идентифи- катором ТС. Это решение опробовано на рынке, есть много алгоритмов, которые позволяют обеспечить распознавание автомобильных номеров на высоком уровне, и много предло- жений, работающих в разных режимах. Но и здесь есть нюанс, который крайне важен для того, чтобы качественно построить распознава- ние номеров на крупном объекте. Рассмотрим его подробнее. Как работает распознавание автомобильных номеров? Система КПП в привязке к автомобильному номеру работает следующим образом: машина подъезжает к КПП, встает на стоп-линию и ждет своей очереди на проезд. Система считывает номер, проверяет допуск автомобиля и далее через охранника либо в автоматическом режи- ме санкционирует водителю проезд в зону досмотра. Машина проезжает в шлюз, блоки- раторы подняты, охранник осуществляет досмотр. Если в автомобиле есть пассажиры, охранник отмечает их пропуска или просит их отметиться на терминале идентификации част- ных лиц. При необходимости производится регистрация товарно-материальных ценностей, провозимых в автомобиле. После того как авто- мобиль досмотрен, охранник при помощи своего идентификатора открывает шлагбаум, санкционирует проезд, и машина проезжает на территорию предприятия. При этом система должна сформировать еди- ное событие следующего типа: "охранник Ива- нов досмотрел и пропустил авто марки "Форд" с номером ХХХХ с водителем Х и пассажирами Х, Х через КПП № Х, дата/время". В классических вариантах СКУД мы имеем 5–7 разных событий, которые нужно потом анализировать, но сделать это очень сложно. При формировании единого комплексного события все данные доступны для дальнейшего анализа. В чем особенность алгоритма? Главное в таком алгоритме – не допустить ошибку и при реализации распознавания номе- ров предусмотреть систему, которая позволит зафиксировать: l появление номера в кадре; l исчезновение номера из кадра; l направление появления и исчезновения номера из кадра. Почему это важно? Приведу простой пример: машина подъехала к КПП и по какой-то причи- не уехала обратно, то есть не заехала на терри- торию предприятия. Обычная система зафикси- рует проезд автомобиля на территорию, хотя фактически его не было. Другой пример – когда машина подъехала к авто-КПП и по какой-то причине некоторое время стоит перед ним. СКУД не сразу обраща- ется к системе распознавания номеров, чтобы запросить у нее распознанный номер автомо- биля. А когда СКУД запрашивает номер, долж- на осуществляться проверка того, находится ли автомобиль в зоне действия или он 2–3 минуты назад распознался, уехал и его сейчас нет. Клас- сическое средство распознавания автомобиль- ных номеров обычно выдает событие в систему, и появляется иллюзия, что данное транспортное средство находится на территории КПП, но при этом его там нет. Если не учесть этот простой нюанс, то пред- усмотреть корректность работы автомобильно- го КПП и фиксации факта проезда будет фак- тически невозможно. Эффективное решение Реализовать гибкий алгоритм, который распо- знает автомобильные номера, обеспечивает фиксацию всех событий и учитывает различные задачи и условия эксплуатации, можно на борту видеокамеры. По сути, это законченный про- www.secuteck.ru июнь – июль 2020 СПЕЦПРОЕКТ ЗАЩИТА ПЕРИМЕТРА Рис. 2. Привязка идентификатора (карты) к биометрическому признаку решается применением ССОИ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw