Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 44 П од цифровизацией на "КАМАЗе" подразу- мевается преобразование компании, направленное на максимально возможное повышение эффективности ее деятельности в целом. Новые инструменты должны обеспе- чить полную "прозрачность" продукта и процес- са его производства. Мы должны знать, из каких агрегатов собран автомобиль, какое про- граммное обеспечение на него установлено, на каких стендах прошел испытания, кто выполнял технологические операции. Для достижения этих целей компания запустила масштабный проект по обновлению продукто- вой линейки автомобилей на новой платформе К5. Ее флагманом стал магистральный тягач последнего поколения КАМАЗ-54901, который полностью разрабатывается в рамках стратегии "Цифровой КАМАЗ". Но у программы есть еще одна цель – она определяет и дальнейшие шаги по модернизации компании, позволяя созда- вать по-настоящему современную "цифровую" фабрику, соответствующую высоким стандар- там Индустрии 4.0. В этой сфере у "КАМАЗа" свой опыт и своя история, которые, безусловно, будут интересны многим. Что дает предприятию Индустрия 4.0? В жизни каждого крупного предприятия насту- пает момент, когда появляется потребность в переходе на новый технологический уровень – Индустрию 4.0. Самое сложное в этот момент, – убедить руководство и бизнес в том, что это необходимо, ведь речь идет о миллиардных вложениях. Мы много раз подходили к этой задаче и посто- янно откатывались назад из-за того, что невоз- можно было наглядно объяснить руководству, что такое Индустрия 4.0 и для чего она нужна. Но в конце концов у нас получилось. Помогла диаграмма (рис. 1), с помощью которой нам удалось объяснить главную цель и показать ключевые показатели в динамике. В результате анализа мы пришли к выводу, что необходимость в Индустрии 4.0 зависит от вариативности продукции. Если вариативность равна единице (то есть мы выпускаем одну модель автомобиля), то в Индустрии 4.0 нет никакой необходимости, все задачи можно решать гораздо более дешевым способом. Но как только повышается вариативность, сразу же возникают проблемы. "КАМАЗ" столкнулся с этим вопросом, когда настала эпоха рыночных отношений. Раньше у нас было 12 комплектаций автомобилей, и мы прекрасно справлялись на уровне 3-го техноло- гического уклада. Но вариативность продукции начала расти, и у нас появились трудности. При- мерно на рубеже 500 комплектаций автомоби- лей остро встала проблема эффективности. При переходе на 1 тыс. комплектаций затраты повы- шались уже в экспоненциальной зависимости (на рис. 1 – пересечение красной и зеленой линий). Именно в этой точке начинает проявляться кон- курентное преимущество предприятий, которые работают по принципам Индустрии 4.0. Без их внедрения задача 3 тыс. комплектаций становит- ся практически невыполнимой, так как съедается вся прибыль. Это нам и удалось объяснить руко- водству с помощью данной диаграммы. Этапы внедрения Индустрии 4.0 на "КАМАЗе" Собственно, переход на Индустрию 4.0 на КАМАЗе начался еще до того момента, когда этот термин вошел в моду. В 2008 г. была создана межнациональная груп- па из 100 представителей от всего бизнеса. На этом этапе основной задачей было выявить: l агентов влияния (прогрессивная часть руковод- ства и сотрудники, которым близки новые идеи); l центры сопротивления (профессионалы высочайшего класса, без которых предприя- тие может умереть, но они консервативны, неспособны двигаться вперед вместе с ком- панией и с ними нужно что-то делать). В 2014 г. был организован Департамент моде- лирования технологий, который занимался внедрением, тестированием методик, разра- боткой инструкций и т.д. После этого проекта был запущен проект "Электронный техпроцесс" и, наконец, в 2019 г. создана MES-система как цифровизация конечного уровня. Одной из наших основных проблем при пере- ходе с аналога на цифру стала нормативно- справочная информация (НСИ). Если в НСИ будет хотя бы одна ошибка, то беспилотный транспорт никуда не поедет или поедет не туда, куда надо, привезет не то, что нужно, и т.д. Дру- гими словами, если с НСИ не все в порядке, никакой цифровизации не будет. Можно купить робота, тысячи цифровых устройств, но между собой они общаться не будут. Именно с этой проблемой мы и столкнулись. Проведя анализ, мы обнаружили, что самая главная причина недостоверности НСИ – нару- шение регламентов. Все вводят нормативно- справочную информацию в информационные системы, но в очень большой компании между ними возникает несогласованность, и прихо- дится внедрять совершенно другие подходы. В частности, на основе бизнес-процессов мы внедрили Workflow, которые четко регламенти- руют ввод НСИ, не допуская несвоевременно- сти, неполноты и недостоверности, после чего ситуация сразу улучшилась. июнь – июль 2020 www.secuteck.ru Вячеслав Авдеев Директор опытно-промышленного производства НТЦ ПАО "КАМАЗ" Рис. 1. Текущий эффект и прогноз результатов внедрения Индустрии 4.0 на "КАМАЗе" ПАО "КАМАЗ": цифровое производство и эффективность бизнеса "КАМАЗ" является крупнейшим производителем тяжелых грузовых автомобилей в России и входит в топ-20 ведущих мировых производителей автомобильной техни- ки. Для сохранения конкурентоспособности "КАМАЗ" должен эффективно разра- батывать, производить, продавать и обслуживать широкий модельный ряд автомо- бильной техники. Вячеслав Авдеев, директор Департамента моделирования техно- логий технологического центра ПАО "КАМАЗ", делится опытом реализации концеп- ции "Индустрия 4.0" на предприятии и рассказывает о реальном экономическом эффекте

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw