Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 46 На конвейере "КАМАЗа" 53 позиции, на кото- рых собираются автомобили. Остановка глав- ного конвейера – большая проблема, и провер- ка собираемости в условиях этого конвейера – очень ответственный процесс. Проверка, как правило, затрагивает множество узлов, и один конструктор может помешать работать всем остальным. Поэтому одно из эффективнейших решений, которое мы внедрили, – это трехмер- ное моделирование сборки. Специалисты за два года до сборки прототипа все смоделиро- вали, увидели и отработали возникшие пробле- мы, решили все основные ошибки виртуально и разработали инструкции, по которым через две недели может начать работать любой сту- дент, учитель математики или даже воспитатель детского сада. Мы решили эту серьезную задачу на 100%, благодаря чему автомобили 54901 уже являют- ся коммерчески прибыльным проектом нашего предприятия. Н ачиная с 2008 г. мы провели большое количество референс- визитов и объездили практически весь мир. Поначалу мы думали, что пригласим консультантов и они нас всему научат. В этой иллюзии прошло несколько лет, пока мы не осознали, что никто никогда ни за какие деньги не расскажет о своих ноу-хау. В итоге, практически все 3D-мето- дики мы делали сами с чистого листа, начиная с чертежей на бумаге. Такова реальность Имитационное моделирование технологии конвейерной сборки Основная цель имитационного моделирования – планирование движения конвейера. Простой главного конвейера приводит к остановке гигантского предприятия. Это очень дорого, особенно в условиях борьбы с конкурентами, которые эффективны и уже внедрили техноло- гии Индустрии 4.0. При этом простой арифметический расчет движения главного конвейера и всех осталь- ных логистических объектов не дает досто- верности. Сюда необходимо добавить такие величины, как статистическая вероятность, человеческий фактор, возможные перебои в поставке и т.д. Только тогда появляется реальная производительность. Нам удалось ее добиться методом математического моделирования (рис. 5), которое учитывает огромное количество факторов (надежность оборудования, вероятность сбоев поставок и т.д.). Имитационное моделирование логистики На "КАМАЗе" очень сложная логистика. У нас более 2,5 тыс. комплектаций автомобилей, у каждой свой состав, а у комплектующих – свои логистические потоки. Все они не долж- ны друг другу противоречить или приводить к заторам. Одна из серьезных задач – необходимость оптимально использовать производственные площади и не допускать излишних складских запасов. Если на складах более 1,5 тыс. наименований основных комплектующих, то прибавление к ним даже 10% – это затраты на миллиарды рублей. Поэтому такой вид имитационного моделирования важен и необходим. Мы два года делали модель под эту задачу и сейчас можем спокойно моделировать веро- ятность остановки, сбои/перебои поставок и рационально использовать площади. 3D-моделирование технологий Без традиционного моделирования специ- альных видов работ (литейные процессы, тер- мообработка, штамповка, сварка, ковка) невозможно эффективно развивать предприя- тие. Причем речь идет о массовом производ- стве, когда в процессе на разных стадиях находится много изделий. Например, литей- ные процессы пока у нас не очень эффектив- ны, накладные расходы на некоторых участках очень велики. Это очень большие затраты, которые тянут предприятие на дно, и много отливок мы вынуждены были переплавлять из-за нестабильности процесса. Выход здесь только один – 3D-моделирование литейных процессов (рис. 6). Конкурентная среда сегодня Сегодня, автомобильные компании действуют очень жестко, когда речь идет о снижении цен. Если затраты на производство невысокие и оно эффективно, то можно выжить в усло- виях демпинга. Но если предел "упругости" достигнут, а конкуренты идут дальше, то ситуация обычно приводит предприятие к банкротству. Огромные автомобильные заводы, не выдер- жавшие конкуренции, закрываются и в Рос- сии, и в Европе. При этом те, кто принял решение о внедрении Индустрии 4.0 сегодня, уже почти опоздали, потому что на это нужны годы. "КАМАЗ" принял такое решение давно. Несмотря на колоссальные затраты, мы ясно понимаем, что это единственный выход в новой реальности. n июнь – июль 2020 www.secuteck.ru Рис. 5. Виртуальный двойник ГСК-2 Рис. 6. 3D-моделирование технологий Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw